Pages

Monday, July 23, 2018

Абуль-Ала аль-Маарри / ЛУЗУМИЙЯТ

В Египте - мор, но нет на свете края,
Где человек живет, не умирая.

Рассудок наш у смерти на виду
Пытается предотвратить беду.


Какой араб, иль перс, иль грек лукавый
В расцвете сил, величия и славы -

Пророк иль царь - остался невредим,
Когда судьба открылась перед ним?

Закон стрелы: лететь быстрей, чем птица,
Щадить стрелка и крови не страшиться.

Спиной, как беззащитные рабы,
Мы чувствуем следящий взор судьбы.

***
Уединись! Одинок твой создатель поистине.
В дружбе царей не ищи утешительной пристани!

Ищет приятелей бедность, но если их нет,
Юноше легче уйти от пороков и бед.

Чтоб вам пропасть, дни глухие и ночи кромешные,
Род мой ничтожный, мужчины и женщины грешные!

О, умереть бы младенцу в пеленках, пока
Он из сосцов роженицы не пил молока!

Вот он - живет и клянет ее без языка еще:
"Горе одно я принес ей, безвинно страдающей!"

***
В Египте - мор, но нет на свете края,
Где человек живет, не умирая.

Рассудок наш у смерти на виду
Пытается предотвратить беду.

Какой араб, иль перс, иль грек лукавый
В расцвете сил, величия и славы -

Пророк иль царь - остался невредим,
Когда судьба открылась перед ним?

Закон стрелы: лететь быстрей, чем птица,
Щадить стрелка и крови не страшиться.

Спиной, как беззащитные рабы,
Мы чувствуем следящий взор судьбы.

* * *

Разумные созданья бессмертного творца
Идут путем страданья до смертного конца.

И смертным смерть вручает подарок дорогой:
Наследникам - наследство, покойнику - покой.
****

Сыны Адама с виду хороши,
Но мне по нраву - ни одной души,

Отрекшейся от суеты сует
И алчностью неодержимой, нет.

Я камень всем предпочитаю: тот
Людей не притесняет и не лжет.

***
Если в нашем кочевье объявится мудрый ар-раид,
Кто в награду его не приветит и не обласкает?

Он сказал бы: "Вот земли, где колос недугом чреват,
Где в колодцах отрава, и влага источников - яд.

Здесь мучительна жизнь. Как ни бились бы вы, все едино,
Вам не будет пощады. Взыскуйте иного притина.

Уходите отсюда! Примите разумный совет,
Ибо здесь не бывает ни часа без горя и бед.

Ускоряйте шаги! Путь спасения вам не заказан.
Люди, я вам не лгу, я веревкой неправды не связан".

***

Мы на неправде сошлись и расстались, и вот - на прощание
Понял я нрав человека: его драгоценность - молчание.

Лжет называющий сына: "Живущий". Зато никогда еще
Не был правдивее тот, кто ребенка назвал: "Умирающий"

***
Как море - эта жизнь. Средь бурных волн плывет
Корабль опасностей, неверный наш оплот.

От страха смертного неверующий стонет,
Клянет всеобщий путь и в черной бездне тонет.

Когда б он только знал, что вера для него
Была бы горестней, чем смерти торжество!

Я тщетно прятался, как труп в немой могиле,
Меня и под землей обиды посетили.

Чутье не приведет ко мне гиен степных:
Дыханье лет сотрет следы ступней моих.
 ***

Наш разум отражает мир зеркально -
Картина в зеркале весьма печальна.

Я в жизни претерпел так много бед,
Что у меня пред богом страха нет.

Заране мы своей не знаем доли -
Не мы, а рок распределяет роли.

И солнце может побелеть, как мел,
Под градом разорвавших небо стрел.

***
Людские нравы - ты отведай их,
И горечь вмиг коснется губ твоих.

Не верь тому, что люди говорят,
В словах - неправды смертоносный яд.

Не верь, когда хвалу тебе поют,
Хвала - тончайший жгут для прочных пут.

No comments:

Post a Comment