Анна Штаер
Выпускающий редактор журнала «Жить интересно!». В здравом уме и твердой памяти променяла Москву на пермскую глубинку. Любит «вкусные» тексты, умных собеседников и перфекционистов. Не любит лентяев и курильщиков. Считает, что единственная возможность быть ответственным — это принять на себя ответственность за свою собственную жизнь.
Процентов тридцать своего рабочего времени я трачу на переписку с людьми, которые хотят поделиться своей историей с «Жить интересно!», но никогда прежде не писали публично и переживают, получится ли у них создать внятный текст.
Я всегда стараюсь успокоить наших дебютантов: «ЖИ!» — не филиал «Литературной газеты», наши авторы — не профессионалы, а обычные люди, с разной степенью писательской подготовки. Опыт, которым они готовы поделиться, гораздо важнее умения изящно выразить мысль. В конце концов, у них всегда есть я, чтобы подсказать, поправить и отредактировать :)
Мы создали и без конца дорабатываем «методичку», которую высылаем в помощь всем начинающим авторам. А еще я постоянно обращаю внимание на статьи, в которых опытные писатели дают советы — как научиться писать интересно.
На сайте http://ideanomics.ru мне на глаза попался перевод поста Эрика Баркера, колумниста журнала Time и автора блога о саморазвитии Barking Up The Wrong Tree, в котором он рассказал, как писать тексты, которые хочется прочитать. Предлагаю вашему вниманию эту статью с моими комментариями.
Хотите научиться лучше писать? Хорошие тексты часто воспринимаются как искусство, и это, конечно, звучит страшно. Но не надо волноваться. Умение хорошо писать предполагает определенные правила, это своего рода наука. Какие же правила стоит знать, чтобы писать тексты, которые мозг лучше всего поймет?
Я обратился за ответом к Стивену Пинкеру. Стивен — когнитивный психолог и лингвист из Гарвардского университета, а также входит в экспертный совет American Heritage Dictionary. Недавно его включили в число ста ведущих психологов современности. А его последняя книга — «Чувство стиля: руководство думающего человека по написанию текстов в XXI веке». Итак, к делу.
1. СТРЕМИТЕСЬ К ВИЗУАЛЬНОСТИ И ВСТУПАЙТЕ В ДИАЛОГ
Более 80 % информации мы воспринимаем через зрение. Поэтому правильнее всего — помочь читателю «увидеть».
Из книги «Чувство стиля»:
Мы приматы, и треть нашего мозга связана со зрением, а несколько крупных участков — с прикосновениями, слухом, движением и пространством. Чтобы перейти от «Кажется, понимаю» к «Понимаю», нужно нечто увидеть и почувствовать движение. Многие эксперименты показывают, что читатели гораздо лучше понимают и запоминают материал, когда он излагается в конкретных выражениях, позволяющих формировать визуальные образы.
Также важно разговаривать с читателем. Слишком многие пытаются произвести впечатление на других, выглядеть умнее. А исследования показывают, что в результате вы, наоборот, кажетесь глупее. То, что нашему мозгу легко обработать, скорее воспринимается как истина, чем концепции, над которыми приходится потрудиться.
Воспринимайте себя как равного читателю. Если вы пытаетесь умничать и пишете своей текст с позиции педагога, читающего лекцию, читатель, в лучшем случае, почувствует себя глупым. В худшем — разозлится на вас: «Да кто такой этот парень, с какой стати он меня учит?»
«Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением», — говорит Пинкер.
Представьте, что вы рассказываете другу, столь же умному, как и вы, что-то, чего он не знает. Это «симметрия между читателем и писателем. Это намерение сделать текст наглядным и конкретным. Это радость, что вы можете показать читателю что-то в мире, что он может увидеть сам».
Этот простой подход может поднять ваши тексты на новый уровень.
Согласна на 100 %. Чем проще будет ваш текст для восприятия, тем лучше. Не нужно мудрить и подбирать «правильные слова». Пишите так, будто вы рассказываете свою историю заинтересованному собеседнику. Представьте ситуацию: близкий друг, с которым вы давно не виделись, спрашивает вас:
— Над чем сейчас работаешь?
— Да вот статью пишу для журнала...
— Круто, а о чем?
И вы принимаетесь рассказывать ему свою историю так, чтобы заинтересовать, вдохновить, объяснить человеку, который вам небезразличен, почему это оказалось важно для вас. Приводите примеры, рисуете картинки, начинаете предложения со слова «Представь...».
2. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ «ПРОКЛЯТЬЯ ЗНАНИЙ»
Главная причина невнятных текстов — это совсем не ваша вина. Ваш мозг не запрограммирован на написание хороших текстов. Более того, он работает против вас.
Как только вы узнаете что-то, вы предполагаете, что и другие это знают. Такова человеческая природа. И в итоге получаются плохие тексты.
Вот что говорит Стивен:
«Всем нам затруднительно представить, каково это — не знать что-то, что мы уже знаем. Люди предполагают, что слова, которые они знают, известны всем. Что факты, которые им известны — это всеобщее знание. И в итоге писатель не задумывается над тем, чего же читатель не знает».
Слышали выражение: «Объясни мне, как будто я — пятилетний ребенок»? Это попытка преодолеть проклятье знаний.
Как же обойти эту проблему? Делайте то, что писатели делали всегда: пусть кто-то еще прочтет ваш текст и скажет, понятен ли он.
«Социальные психологи выяснили, что мы слишком уверены в своей способности понимать, что думают другие, даже близкие нам люди... Вот почему у профессиональных писателей есть профессиональные редакторы. Однако не переживайте, если под рукой не найдется подходящего редактора. Ваши рецензенты вовсе не должны быть знатоками или представлять из себя репрезентативную выборку вашей аудитории. Зачастую достаточно, чтобы текст прочитал кто-то еще, кроме вас».
Часто сталкиваюсь с такой позицией: «Я не хочу рассказывать о себе — это нескромно. Лучше я изложу факты». В результате получается безликий и довольно плоский текст, автор которого выглядит педантом, поучающим аудиторию.
Чтобы получился легкий для восприятия текст, нужна как раз «отсебятина»: эмоции, мысли, сомнения, история со своим сюжетом — все то, что в журналистике называют «фактурой». За строчками статьи мы видим живого, мыслящего человека, развивающего и развивающегося. Мы примеряем на себя его обстоятельства и его образ мысли. Такой текст дает читателю возможность посмотреть на себя со стороны и задать себе вопрос — а для меня это актуально? А я бы так смог? Такой текст вовлекает читателя в процесс осмысления.
3. НЕ СКРЫВАЙТЕ ГЛАВНОЕ
Скажите читателю, в чем ваша главная мысль. И скажите это сразу. Людям нужна точка опоры, чтобы они могли следовать за вашей мыслью. Иначе они теряются. Вот что говорит Стивен:
«Читатели всегда вынуждены додумывать детали, читать между строк. А это значит, что для понимания текста они полагаются на свое фоновое знание. Если они не понимают, какое именно знание здесь применить, любой фрагмент текста будет для них слишком обтекаемым и поверхностным, а в итоге непонятным. Автор должен с первых строк помочь читателю понять, в чем тема его текста и в чем его суть».
Переживаете, что это убьет всю интригу? Опять-таки, не надо умничать — будьте проще и яснее. В интриге нет никакого смысла, если люди не понимают, о чем вы говорите, и бросают читать после первого же абзаца. Стивен объясняет:
«Многие авторы боятся это делать. Им не хочется говорить что-то вроде „Это текст о хомяках“, или о чем там этот текст. Им кажется, что это лишает текст изюминки. Но кроме тех случаев, когда текст пишет очень умелый автор детективов или очень способный юморист, лучше не пытаться напускать туману, чтобы потом осчастливить читателя внезапным озарением. Читатель должен заранее понимать, куда автор ведет его».
Насколько быстро это надо говорить? Довольно быстро. В самом начале. Автор должен дать читателю понять, чего он вообще пытается от него добиться.
При том объеме информации, который сваливается на голову среднестатистического интернет-пользователя, у нас нет права «запутывать» его, заставляя разгадывать шарады. Если вы хотите своим примером вдохновить читателей на осознанные перемены, не мудрите — расскажите свою историю. Сделайте из нее кейс по схеме «сигнал-действие-результат-оценка-смысл»:
сигнал (что-то, что послужило стимулом для перемен) >
информация (ваши размышления по этому поводу, почему вас это задело, что было «не так», поиск решения) >
предпринятые действия >
полученный результат что изменилось, как стало >
ваша оценка полученного опыта (как изменились ваши представления о себе, о ситуации, об окружающей действительности) >
новый смысл (новое понимание, «генеральная линия» вашей жизни, следуя которой вы поняли, что жить стало интересно)
И побольше примеров! Ну, вы помните :)
Кстати, вспомнила старый трюк, к которому прибегала в бытность свою редактором новостного информагентства. Когда нужно было помочь автору сформулировать суть его заметки, я просила его представить, что содержание текста во что бы то ни стало нужно сообщить приятелю, который живет высоко в горах:
«Вы бежите к нему со всех ног, карабкаетесь по скалам, падаете, встаете, снова бежите. Гора высокая, вам тяжело, вы выдохлись. Буквально на последнем издыхании вы вползаете на вершину, видите своего приятеля, открываете рот, чтобы рассказать ему вашу новость, но сил хватает только на то, чтобы произнести одно-единственное предложение... Вот это самое предложение и будет ключевой мыслью всего материала».
4. НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ (ХОТЯ НАДО СТАРАТЬСЯ)
Мы все знаем людей, которые любят цепляться к словам. Но эти люди забывают, что когда речь идет о «правилах языка», психбольницей управляют пациенты. Словари — это не сборники правил. Они следуют за языком, а не направляют его.
«Редакторы словарей много читают, внимательно отыскивают новые слова и смыслы, которые используются множеством авторов во множестве контекстов, и затем добавляют или меняют значения», — пишет Пинкер.
Делают ли правила текст лучше? В среднем — безусловно. Но креативность тоже уместна. Языки могут и должны меняться, и это здорово. Хороший писатель знает правила, но умеет их нарушать.
Этот пункт, пожалуй, прокомментирую так: импровизация начинает получаться тогда, когда навык отработан и механика процесса не вызывает затруднений. Начинающим авторам я все-таки рекомендую не увлекаться поиском оригинальной формы. Но если очень хочется, то можно :)
И вот еще в дополнение — несколько советов «в тему» от Константина Бочарского, журналиста, редактора журнала «Секрет Фирмы», писателя, автора блога mediapedia.ruи (горжусь!) нашего автора :)
5. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ И ЕЩЕ РАЗ ЧИТАЙТЕ
Многие великие писатели никогда не читали руководства по писательскому мастерству. Как же они чему-то научились? Читая, читая, читая другие книги. Вот что говорит Стивен:
«Не думаю, что можно научиться хорошо писать, если вы не проводите много времени, будучи погруженными в текст, выуживая оттуда тысячи идиом, конструкций, фигур речи и интересных слов, развивая свое писательское чутье. Это требует умения смаковать и разбирать на части примеры хорошей прозы, которая дает вам некий образец, цель, позволяет вам стать более чувствительными к сотням факторов, производящим на свет хорошие фразы — эти факторы невозможно выделить и сформулировать каждый по отдельности».
Что читать, чтобы писать хорошие тексты для «Жить интересно!»? Конечно же, хорошие статьи наших героев. Вот мой личный топ. Между прочим, некоторые из этих статей написаны авторами, прежде никогда и нигде не публиковавшимися и не имеющими даже блогов.
Виктор Жидков, Отцовские принципы
Евгения Крылова, Все ответы находятся в тебе
Александр Некрасов, Избавиться от лишнего, чтобы стать счастливым
Михаил Швед, Человек с батарейкой счастья
Александр Рябцев, Как я стал суперменом
Максим Джабали, Взлом планирования
Юлия Скрипник, Книги — мой способ познания мира
Ольга Скребейко, Без вызова жизнь скучна
Светлана Покревская, Куда приводят утренние страницы
Валентина Габышева, Люди хаоса
Елена Резанова, Уроки больших перемен
Мария Райдер, Осознанная жизнь
6. ХОРОШИЕ ТЕКСТЫ РОЖДАЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕРАБОТКИ
Хороший писатель — не тот, у кого тексты сразу рождаются идеальными, а тот, кто тратит время на их оттачивание. Обычно идеи возникают в вашем мозгу не в том виде, в каком ими лучше всего делиться с другими людьми. Это требует работы. Эти слова нужно подчинить себе. Засучите рукава и боритесь с ними. Вот что говорит Стивен:
«Во многом советы писателям — это советы по доработке. Очень немногие люди достаточно талантливы, чтобы не только изложить сколько-нибудь правдоподобный аргумент, но при этом еще и сформулировать его ясными словами. Большинству авторов требуется два раза проработать текст, чтобы этого добиться, потому что тот порядок, в котором идеи приходят к автору, редко соответствует порядку, в котором их лучше всего потребляет читатель. Зачастую написание хорошего текста предполагает пересмотр и перестановку мыслей, чтобы читателю было легко за ними следить».
И если вы думаете, что СМС, e-мейлы и соцсети уничтожают словесность, то вы ошибаетесь. Как пишет исследователь Кристиан Раддер, «Twitter может даже улучшать качество текста, потому что заставляет людей втискивать смысл в ограниченное число знаков. Лингвисты также измерили лексическую плотность Твиттера и обнаружили, что она не просто выше, чем у e-мейлов, но и сопоставима с уровнем „умного“ журнала Slate».
Журналистам, которые вместе со мной делали журнал «Дело НС», я советовала «переспать» со статьей. После того, как текст как будто бы полностью готов, его нужно отложить. Лучше всего — до завтра. А на следующий день прочитать свежим взглядом от корки до корки. Однако не забывайте о том, что лучшее — враг хорошего. И хотя я отлично представляю, как трудно бывает усмирить свой перфекционизм (этот материал я перерабатываю уже в четвертый раз), примите как факт: всех косяков не отследить и не исправить. Пусть уж на сайте появится статья с ошибкой, чем не появится никакой.
Подведем итог
Шесть советов от Стивена, которые сделают ваш текст классным:
Пишите, как говорите, рисуйте картинки, рассказывайте истории. Будьте конкретны, помогите читателю увидеть все своими глазами и не пытайтесь произвести на него впечатление.
Остерегайтесь «проклятия знания». Попросите кого-нибудь прочитать ваш текст и оценить — насколько он доступен для понимания. Не доверяйте своему мозгу.
Не прячьте смысл. Если читатели не понимают, о чем идет речь, они теряют интерес к чтению.
Не обязательно писать строго по правилам. Иногда можно их нарушить.
Читайте больше. Никогда не прекращайте учиться.
«Хороший текст» означает «перечитанный и переработанный». Никогда не нажимайте «отправить» прежде, чем прочтете вашу статью несколько раз. Но не пытайтесь довести его до идеала.
И еще один совет от меня:
Не бойтесь попробовать! Когда есть, что рассказать, писать — это совсем не сложно! :)
Оригинал статьи Эрика Баркера тут.
No comments:
Post a Comment