Ирина Силуянова
Известному философу Фрэнсису Бэкону (1561-1626), лорд-канцлеру английского государства, принадлежит афоризм: «Поистине, поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии» (4). Размышляя о стремлении науки к истинному знанию, Бэкон предостерегал о существовании четырех преград, или «призраков», «идолов» на пути познания.
Напомним, что термин «идол» в философской традиции означает буквально: относительный и искаженный образ или принцип, которому ошибочно придается абсолютное значение. В христианской традиции идолами называли предметы, изображающие богов языческих религий, которым поклонялись и приносили жертвы, в том числе человеческие. Фрэнсис Бэкон использует этот термин в значении искажающего призрака, который преграждает человеку путь к Истине подобно тому, как катаракта затрудняет видение света.
Итак, он различает четыре вида идолов (призраков): идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы дворца (или театра). «Идолы рода находят основание в самой природе человека» (5), в ее несовершенстве, поврежденности. Например, человеческий ум Бэкон сравнивает с неровным зеркалом, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде»(6).
По мнению блаженного Августина, разум Адама до грехопадения по природе своей находился на такой высоте понимания мира, какая была потом недоступна никому из его потомков, даже самым умным. Нынешний человеческий ум находится в таком же отношении к разуму Адама до грехопадения, в каком находится быстрота черепахи к быстроте птицы (7). Грехопадение поразило человеческую природу, поэтому достижение знания сегодня сопряжено с мучительными трудами и величайшими усилиями, а знание остается обреченным на фрагментарность, относительность и неполноту.
«Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека» (8). Прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды – это та личная «пещера», которая поглощает свет Истины.
Общая пораженность человеческой природы после грехопадения проявляется по-разному в каждом человеке. Диапазон индивидуальных особенностей широк: от отсутствия способности понимать смысл мироздания до неспособности понимать значение простейших, употребляемых бесчисленное количество раз слов: «спасибо» – спаси Бог, «судьба» – суд Божий и т. п. В сумрачной пещере своего сознания каждый блуждает по-своему. Идолы площади, или рынка, возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям» (9).
«Необходимо определить понятия» – с этих слов начинается любой серьезный разговор. Не сделав этого, мы обрекаем себя на то, чтобы быть непонятыми другими и истолковывать их слова неверно. Кому из преподавателей не знаком «феномен интерпретации»? В аудитории каждый из присутствующих не только понимает вас по-своему, но и додумывает даже то, о чем вы сами не имели никакого представления. Пробиться к человеку сквозь искаженные смыслы слов, быть понятым и понимать – непростая задача. Неслучайно выражение «Счастье – это когда тебя понимают» стало крылатым. Существуют, наконец, идолы театра, или дворца. Здесь речь идет об искажающем воздействии на человека ложных теорий и философских учений, которые мешают его движению к Истине. Где истоки и в чем причина влияния ложных философских учений? Одна из таких причин – слепое преклонение перед ранее установленными (во дворцах) и признанными авторитетами. Эти авторитеты покорили умы людей, как актеры в театре покоряют сердца зрителей. Бэкон сравнивает эти философские учения с театральными комедиями о вымышленных мирах. Он призывает сорвать лживые театральные маски с философских «учителей», чей авторитет был создан во дворцах и базируется только на «дворцовой» неприкосновенности.
Смысл, который мы придаем термину «идолы», весьма близок к значению слова «призраки» лорда Бэкона. Идолы атеизма – это препятствия, лежащие на пути познания и образования. Идолы атеизма – это ловушки, в которые способен в силу своей ограниченности и немощи попасть – и попадает, к сожалению, – разум человека.
Каковы же они, современные идолы атеизма? При ответе на этот вопрос мы все должны убедиться в том, «что мы вышли в… тыл противника, верно обозрели его основные позиции, научились говорить на его языке и думать его мыслями и, главное – поняли его слабые места и его основные, фатальные для него ошибки» (10).
Известному философу Фрэнсису Бэкону (1561-1626), лорд-канцлеру английского государства, принадлежит афоризм: «Поистине, поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии» (4). Размышляя о стремлении науки к истинному знанию, Бэкон предостерегал о существовании четырех преград, или «призраков», «идолов» на пути познания.
Напомним, что термин «идол» в философской традиции означает буквально: относительный и искаженный образ или принцип, которому ошибочно придается абсолютное значение. В христианской традиции идолами называли предметы, изображающие богов языческих религий, которым поклонялись и приносили жертвы, в том числе человеческие. Фрэнсис Бэкон использует этот термин в значении искажающего призрака, который преграждает человеку путь к Истине подобно тому, как катаракта затрудняет видение света.
Итак, он различает четыре вида идолов (призраков): идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и идолы дворца (или театра). «Идолы рода находят основание в самой природе человека» (5), в ее несовершенстве, поврежденности. Например, человеческий ум Бэкон сравнивает с неровным зеркалом, «которое отражает вещи в искривленном и обезображенном виде»(6).
По мнению блаженного Августина, разум Адама до грехопадения по природе своей находился на такой высоте понимания мира, какая была потом недоступна никому из его потомков, даже самым умным. Нынешний человеческий ум находится в таком же отношении к разуму Адама до грехопадения, в каком находится быстрота черепахи к быстроте птицы (7). Грехопадение поразило человеческую природу, поэтому достижение знания сегодня сопряжено с мучительными трудами и величайшими усилиями, а знание остается обреченным на фрагментарность, относительность и неполноту.
«Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека» (8). Прирожденные свойства каждого, особенности воспитания и окружающей среды – это та личная «пещера», которая поглощает свет Истины.
Общая пораженность человеческой природы после грехопадения проявляется по-разному в каждом человеке. Диапазон индивидуальных особенностей широк: от отсутствия способности понимать смысл мироздания до неспособности понимать значение простейших, употребляемых бесчисленное количество раз слов: «спасибо» – спаси Бог, «судьба» – суд Божий и т. п. В сумрачной пещере своего сознания каждый блуждает по-своему. Идолы площади, или рынка, возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям» (9).
«Необходимо определить понятия» – с этих слов начинается любой серьезный разговор. Не сделав этого, мы обрекаем себя на то, чтобы быть непонятыми другими и истолковывать их слова неверно. Кому из преподавателей не знаком «феномен интерпретации»? В аудитории каждый из присутствующих не только понимает вас по-своему, но и додумывает даже то, о чем вы сами не имели никакого представления. Пробиться к человеку сквозь искаженные смыслы слов, быть понятым и понимать – непростая задача. Неслучайно выражение «Счастье – это когда тебя понимают» стало крылатым. Существуют, наконец, идолы театра, или дворца. Здесь речь идет об искажающем воздействии на человека ложных теорий и философских учений, которые мешают его движению к Истине. Где истоки и в чем причина влияния ложных философских учений? Одна из таких причин – слепое преклонение перед ранее установленными (во дворцах) и признанными авторитетами. Эти авторитеты покорили умы людей, как актеры в театре покоряют сердца зрителей. Бэкон сравнивает эти философские учения с театральными комедиями о вымышленных мирах. Он призывает сорвать лживые театральные маски с философских «учителей», чей авторитет был создан во дворцах и базируется только на «дворцовой» неприкосновенности.
Смысл, который мы придаем термину «идолы», весьма близок к значению слова «призраки» лорда Бэкона. Идолы атеизма – это препятствия, лежащие на пути познания и образования. Идолы атеизма – это ловушки, в которые способен в силу своей ограниченности и немощи попасть – и попадает, к сожалению, – разум человека.
Каковы же они, современные идолы атеизма? При ответе на этот вопрос мы все должны убедиться в том, «что мы вышли в… тыл противника, верно обозрели его основные позиции, научились говорить на его языке и думать его мыслями и, главное – поняли его слабые места и его основные, фатальные для него ошибки» (10).
No comments:
Post a Comment